«Детство – это судьба», – сказал один мексиканский психотерапевт.
Я эту фразу услышала в фильме о великом советском ученом Юрии Кнорозове, который разгадал тайну цивилизации майя. Меня заинтересовало то, что он, будучи еще маленьким тяготел к наукам и так случилось, что этому суждено было вырасти в открытие мирового масштаба.
Дети рождаются с талантами. Одни к науке, другие к языкам, третьи к технике, четвертые к пению.
Но часто детям не получается развить свои таланты, и нередко именно потому что взрослые губят в нем ту самую искру, которую они получили при рождении своими ожиданиями, представлениями о счастливой и успешной жизни.
И вырастают целые поколения, за которых решили, куда пойти учиться, где им работать, и которые годам так к 40-45 начинают мучиться в поисках утраченного и счастья. И кому-то хватает смелости найти свой путь, а кто-то так и живет, не понимая, для чего был создан.
Итак, что делать, чтобы помочь ребенку найти свой путь.
1. Поощрять любую деятельность. Дети по природе любопытны. Ваша родительская обязанность удовлетворять это любопытство. Хочет рисовать – пусть рисует, хочет петь – пусть поет, хочет будильник старый разобрать – пусть разбирает. Рано или поздно что-то его настолько увлечет, что он захочет этим заниматься серьезно. Если нет, так будет всесторонне развит. Разве плохо?
2. Быть внимательным, общаться, слушать. Я помню, моя старшая не играла в покупные игрушки. Она сама что-то мастерила из тряпочек и веточек. Что мы делали? Не мешали. А восхищались ее изобретательностью. А мне так хотелось, ей купить посудку, но муж сказал: «Мало ли чего тебе хочется!», – и был прав, хотелось то мне.
3. Верить в ребенка. Верить, что рано или поздно у него что-то получится. Моя младшая стеснялась рисовать. Ведь у нее сестра серьезная художница. А ведь они совершенно разные. И восхищаться можно обеими. Мы все поддерживали начинание младшей и она рисует просто замечательно и даже деньги на этом зарабатывает, иногда.
4. Признавать право решения за ребенком. «У тебя талант, ты должен!», – эти слова сделают наоборот. Вспомните фильм «Умница Уилл Хантинг», где главный герой математический гений, которого профессор математики так стремился заполучить, но у парня был свой путь. И это давление совершенно не помогло, а скорее наоборот.
5. Быть готовым к переменам. Маленький ребенок может с удовольствием рисовать и даже ходить в художественную школу, а став подростком бросить это дело. Тут главное, не разочаровываться всей семье, мол столько сил и времени потратил. Я всегда удивляюсь взрослым. Жизнь кончилась? Он больше ни на что не способен? Откуда такое недоверие ребенку и желание получить прямой и прозрачный путь раз и навсегда? Все, что ребенок делает в детстве ему непременно пригодится.
6. И самое главное – любить и принимать таким, какой он есть…
Всем добра!
Спасибо за интересную и полезную статью семейному психологу Шкулепо Алене Николаевне.